Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК»
58, С. 21-25 опубликовано: 12 октября 2024г.


«ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК»

Журнал, издававшийся при Казанской ДА с мая 1855 по 1918 г. (в 1918 вышло не менее 1 номера за янв.-апр.). Инициирован распоряжением обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова архиеп. Казанскому Григорию (Постникову; впосл. митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский) от 13 окт. 1853 г., изъяснявшим Высочайшее поручение: «...Казанской духовной академии, как еще не занятой никаким повременным изданием, издавать духовный журнал с преимущественным направлением его против раскола в разных его видах» (Красносельцев. 1885. С. 460). Архиеп. Григорий составил и отправил в Синод программу «П. с.», журнала «догматического, герменевтического, исторического, нравственного и критического» (Там же. С. 461). В 1-м разделе «П. с.» должны были помещаться догматические статьи, основанные на Свящ. Писании и трудах св. отцов Церкви, с опровержением заблуждений, во 2-м - истолкования текстов Свящ. Писания. В 3-м разделе предполагалось публиковать: «а) статьи, излагающие и проясняющие древние исторические события, служащие основанием чего-либо, содержимого Православной Церковью, или ложно употребляемые какими-либо раскольниками; б) краткие, но верные сведения о разных ересях старого и нового времени, существующие или подновляемые в нашем отечестве... с основательным опровержением тех ересей; в) изъяснение соборных правил, употребляемых раскольниками в защиту разных своих заблуждений» (Там же. С. 461-462). 4-й раздел планировали посвятить разбору раскольнических сочинений, в 5-й раздел - подбирать статьи с наставлениями для христиан, к-рые служили бы правилами правосл. жизни и были бы написаны ясным и доступным языком, в 6-м разделе - публиковать объявления о новых сочинениях, касающихся разных сект Российской империи. 7-й раздел предназначался для статей с тематикой, не подходящей к вышеперечисленным разделам. 18 мая 1854 г. Синод утвердил издание «П. с.» по представленной программе.

17 авг. 1854 г. правление КазДА учредило редакционный комитет из 5 редакторов (главный редактор - ректор академии и 4 частных) и секретаря редакции. Этот порядок был изменен в 1871 г., когда число редакторов сократилось до 2 частных - для оригинальных и переводных статей. В 1872 г. добавлена должность 3-го частного редактора, и в таком составе «П. с.» издавался до 1895 г. Все это время имена редакторов в журнале не указывались.

Главными редакторами были ректоры архим. Агафангел (Соловьёв; впосл. архиепископ Волынский) (1855-1857), архим. Иоанн (Соколов; впосл. епископ Смоленский) (1857-1864), архим. Иннокентий (Новгородов) (1864-1868), архим. Никанор (Бровкович; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. А. П. Владимирский (1871-1895). В числе частных редакторов были архим. Серафим (Протопопов; впосл. епископ Самарский и Ставропольский) (1855), иером. Вениамин (Благонравов; с 1856 архимандрит, впосл. архиепископ Иркутский и Нерчинский) (1855-1858), архим. Феодор (Бухарев; см. Бухарев А. М.) (1855-1858), проф. Д. Ф. Гусев (1855-1858?), проф. Н. П. Соколов (1855-1868?, 1871-1872), архим. Вениамин (Платонов; впосл. епископ Кинешемский) (1860-1864), архим. Вениамин (Быковский; впосл. епископ Черниговский и Нежинский) (1864-1867), проф. И. П. Гвоздев (1871-1872), проф. А. А. Некрасов (1873-1878), проф. Н. И. Ивановский (1873-1878, 1884-1888), проф. П. В. Знаменский (1873-1879, 1886-1896), доцент А. В. Вадковский (впосл. митр. С.-Петербургский Антоний) (1874, 1879-1882), доцент Н. Ф. Красносельцев (1883-1888), проф. Н. Я. Беляев (1884-1894), проф. И. С. Бердников (1884-1895), прот. Н. П. Виноградов (1894-1895). В последующие годы журнал редактировали проф. С. А. Терновский (1897-1903, 1907-1912), проф. Л. И. Писарев (1904-1906), проф. В. А. Никольский (1912-1917; в 1910-1912 был помощником редактора). В 1855-1857 гг. журнал выходил 4 раза в год, в 1858-1917 гг.- ежемесячно, в 1858-1896, 1905-1906 и 1915 гг. в ежегодном комплекте выделялись 3 части, а в 1897-1904 и 1916-1917 гг.- 2 части.

Для исполнения главной поставленной задачи - борьбы с расколом - в «П. с.» были опубликованы статьи по вопросам рус. церковной истории, в частности старообрядчества и сектантства, имеющие непреходящее научное значение, в т. ч. «О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена в России» (1858. Ч. 2. № 6. С. 173-198; № 7. С. 443-461) и «Апокрифические сочинения в древнерусской письменности» (1869. Ч. 2. № 5. С. 62-88; № 6. С. 156-190) И. Я. Порфирьева; «Князь Константин (Василий) Острожский» (1858. Ч. 1. № 3. С. 365-392; № 4. С. 536-566), «Начало унии в юго-западной России» (1858. Ч. 2. № 5. С. 55-91; № 6. С. 231-261; № 7. С. 408-442; № 8. С. 537-563; Ч. 3. № 9. С. 81-119; № 10. С. 200-231) и «Библиотека Соловецкого монастыря» (1859. Ч. 1. № 1. С. 24-39; № 2. С. 199-221; Ч. 2. № 5. С. 67-85) А. И. Лилова; «О способах духовного просвещения древней России вне училищ» (1858. Ч. 1. № 1. С. 87-121; № 2. С. 262-296), «Лука Конашевич, епископ Казанский» (1858. Ч. 2. № 8. С. 564-585; Ч. 3. № 10. С. 232-254; № 12. С. 464-500), «Содействие русских монастырей просвещению древней России» (1858. Ч. 1. № 4. С. 483-535), «Арсений Грек при патриархе Никоне» (1858. Ч. 3. № 11. С. 328-353) и «Голос древней русской Церкви об улучшении быта несвободных людей» (1859. Ч. 1. № 1. С. 40-76) А. П. Щапова; «Сведения о секте, так называющихся в русском расколе людей Божиих» (1858. Ч. 1. № 3. С. 333-364) и «Общество людей Божиих, состав его и богослужебные собрания» (1858. Ч. 2. № 7. С. 361-407) И. М. Добротворского; «Происхождение раскольнического учения об антихристе» А. С. Павлова (1858. Ч. 2. № 5. С. 138-156; № 6. С. 262-301); «Иоанн Неронов» (1869. Ч. 1. № 3. С. 236-282; № 4. С. 325-366), «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (1871. Ч. 3. № 9. С. 52-96; № 10. С. 173-228; № 11. С. 331-356; № 12. С. 419-469; 1872. Ч. 1. № 1. С. 79-114; № 2. С. 140-203; № 3. С. 251-331; № 4. С. 406-463; Ч. 2. № 5. С. 79-128; № 6. С. 148-195; № 7. С. 296-384; № 8. С. 385-458; Ч. 3. № 10. С. 184-242; № 11. С. 282-351; № 12. С. 405-458) и «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования императора Александра I» (1885. Ч. 1. № 1. С. 3-38; № 3. С. 263-299; Ч. 2. № 6. С. 173-211; № 7. С. 357-376; № 8. С. 443-460; Ч. 3. № 9. С. 70-98; № 10. С. 236-256; № 11. С. 257-282; № 12. С. 405-432) Знаменского; «Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель» И. В. Катетова (1889. Ч. 2. № 5. С. 82-96; № 6. С. 264-318; № 7. С. 428-444; № 8. С. 571-625; Ч. 3. № 9. С. 123-152; № 10. С. 209-261; № 11. С. 412-440; № 12. С. 531-568); «Исторический очерк австрийского священства после Амвросия» М. Я. Монастырёва (1877. Ч. 1. № 2/3. С. 282-339; Ч. 2. № 5. С. 3-31; № 6. С. 277-326; № 7. С. 444-490; № 8. С. 606-634; Ч. 3. № 9. С. 122-150; № 10. С. 266-357); «Старообрядческие архиереи до Амвросия» Ивановского (1881. Ч. 3. № 12. С. 315-346); «Из современной жизни хлыстов или шалопутов» Н. П. Кутепова (впосл. протоиерей) (1882. Ч. 2. № 5. С. 68-116; № 6. С. 165-222; Ч. 3. № 9. С. 49-114; № 12. С. 395-406; 1883. Ч. 1. № 2. С. 161-216); «Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия» Ф. В. Благовидова (1897. Ч. 2. № 10. С. 429-454; № 11. С. 609-642; № 12. С. 723-733); «Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I» М. Н. Васильевского (1904. Ч. 1. № 1. С. 73-86; № 2. С. 231-246; № 3. С. 339-355; № 4. С. 542-558; № 5. С. 674-692; № 6. С. 925-943; Ч. 2. № 7/8. С. 131-146; № 10. С. 671-688; № 11. С. 874-890; № 12. С. 988-1006); «Патриарх Адриан (его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в.» Г. А. Скворцова (1912. Ч. 1. № 2. С. 188-210; № 4. С. 537-560; № 5. С. 606-637; № 6. С. 757-784; Ч. 2. № 7/8. С. 183-231; 1913. Ч. 1. № 4. С. 659-678; № 5. С. 749-774; № 6. С. 979-1015; Ч. 2. № 7/8. С. 98-117).

В последующие годы в «П. с.» печатались статьи, далеко выходящие за рамки рус. церковной истории. Среди множества работ по библеистике особого внимания заслуживают «Из записок на книгу Исход» архим. Иоанна (Соколова) (1861. Ч. 1. № 1. С. 3-47; № 2. С. 113-142; № 3. С. 217-248; № 4. С. 345-381; Ч. 2. № 5. С. 3-32; № 6. С. 97-128; № 7. С. 205-240; № 8. С. 323-357; Ч. 3. № 9. С. 3-30; № 10. С. 109-139; № 11. С. 227-258); «О двух генеалогиях Иисуса Христа» доцента М. И. Богословского (1880. Ч. 1. № 1. С. 29-76); «Примечания к Евангелию от Матфея [Марка, Луки, Иоанна]» Некрасова (1884. Ч. 1. № 2. С. 151-164; Ч. 2. № 5. С. 18-28; Ч. 3. № 10. С. 143-159; 1885. Ч. 1. № 1. С. 91-104; Ч. 3. № 11. С. 352-362; 1886. Ч. 1. № 1. С. 91-111); «Подлинность книги пророка Исаии» (1886. Ч. 2. № 6. С. 119-124; № 7. С. 231-241; № 8. С. 355-367; Ч. 3. № 9. С. 3-32; 1887. Ч. 1. № 1. С. 3-25; № 2. С. 137-153; № 3. 267-278; № 4. С. 408-418; Ч. 2. № 5. С. 29-45; № 6. С. 137-166), «Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге пророка Даниила» (1888. Ч. 1. № 1. С. 12-50), «История канона священных ветхозаветных книг» (1899. Ч. 2. № 9. С. 180-206; № 10. С. 325-355; № 11. С. 457-467) П. А. Юнгерова; «Послание св. ап. Павла к Галатам» свящ. И. И. Галахова (1895. Ч. 1. № 1. С. 74-100; № 2. С. 249-263; № 3/4. С. 290-317; Ч. 2. № 5. С. 72-92; № 8. С. 380-393; Ч. 3. № 9. С. 23-46; № 10. С. 162-189; 1896. Ч. 1. № 4. С. 442-469; Ч. 2. № 4. С. 24-46; № 6. С. 183-218; № 7/8. С. 355-391; Ч. 3. № 9. С. 22-35; № 10. С. 151-170; № 11. С. 271-307; № 12. С. 409-424); «Ветхий Завет и Евангелие Иоанна» С. Д. Бондаря (1901. Ч. 2. № 9. С. 305-342), а также посвященные изучению апокрифов «Книга Еноха» (1888. Ч. 1. № 1. С. 97-147; № 2. С. 215-278; № 3. С. 419-462; Ч. 2. № 5. С. 99-118; № 6. С. 228-236; № 7. С. 332-344; № 8. С. 436-491; Ч. 3. № 9. С. 120-140; № 10. С. 218-246; № 11. С. 397-412; № 12. С. 449-482) и «Псалтирь Соломона» (1895. Ч. 1. № 1. С. 64-73; № 3. С. 369-388) прот. А. В. Смирнова.

Из трудов по патрологии можно отметить статьи: «Св. Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды» Вадковского (1872. Ч. 2. № 5. С. 3-37; Ч. 3. № 10. С. 121-141; 1873. Ч. 1. С. 390-430); «Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в.» (1874. Ч. 2. № 7. С. 181-235; Ч. 3. № 9. С. 3-55) и «Апология лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена против Цельса» (1886. Ч. 3. № 11. С. 262-312) Д. В. Гусева; «Учение св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию» Некрасова (1883. Ч. 1. № 3. С. 217-234; № 4. С. 307-326); «Очерк западной апологетической литературы II и III вв.» И. П. Реверсова (1891. Ч. 3. № 12. С. 324-368; 1892. Ч. 1. № 1. С. 47-109; № 2. С. 180-241; № 3/4. С. 435-469; Ч. 2. № 5. С. 3-64; № 6. С. 199-284); «Из истории Священного Предания» П. П. Пономарёва (1901. Ч. 1. № 5. С. 569-584; Ч. 2. № 7/8. С. 243-270; № 11. С. 673-692; № 12. С. 833-846; 1903. Ч. 1. № 1. С. 1-54; № 2. С. 233-248; 1904. Ч. 1. № 2. С. 264-278; № 3. С. 318-338; Ч. 2. № 7/8. С. 97-130; № 9. С. 363-376; № 11. С. 745-797; № 12. С. 957-987; 1906. Ч. 1. № 1. С. 3-19; № 2. С. 161-172; Ч. 3. № 9. С. 3-20; № 12. С. 513-521; 1907. Ч. 1. № 4. С. 449-480; № 6. С. 738-768; Ч. 2. № 10. С. 468-494; № 12. С. 735-754; 1908. Ч. 1. № 2. С. 153-176; № 3. С. 299-335; № 4. С. 385-425; № 5. С. 513-544; № 6. С. 773-797; Ч. 2. № 9. С. 233-280; № 10. С. 411-436); «Умозрительное богословие блаж. Августина, еп. Иппонского» П. И. Верещацкого (1915. Ч. 3. № 9. С. 115-140; 1916. Ч. 1. № 2/4. С. 308-325; Ч. 2. № 9/10. С. 157-187; 1917. № 1/2. С. 86-103; № 3/5. С. 241-270; № 7/9. С. 353-408; 1918. [Б. №]. С. 179-208). Из статей по апологетике и философии - «Слово и природа человека» Некрасова (1869. Ч. 2. № 8. С. 363-379; Ч. 3. № 9. С. 35-53); «Историко-критический очерк философских направлений, возникших по поводу решения вопроса о познании человеческом» В. И. Голубинского (1871. Ч. 3. № 10. С. 115-141; № 12. С. 367-396); «Современное учение о субстанциях» П. А. Милославского (1873. Ч. 2. № 8. С. 401-421); «Неоплатонизм и христианство» М. А. Куплетского (1881. Ч. 2. № 6. С. 121-148; № 7/8. С. 178-275; Ч. 3. № 9. С. 3-30); «Учение о Боге и доказательство бытия Божия в системе Филона» Д. В. Гусева (1881. Ч. 3. № 12. С. 278-314); «Вера и знание с точки зрения гносеологии» проф. В. И. Несмелова (1913. № 2. С. 117-125; № 3. С. 246-262; № 4. С. 590-618; № 5. С. 775-786; № 6. С. 903-926).

Среди статей канонического характера примечательны «Устройство церковной иерархии» (1858. Ч. 1. № 1. С. 3-62), «Управление вселенской Христовой Церкви» (1858. Ч. 1. № 2. С. 169-202), «Основания поместного управления православных церквей» (1858. Ч. 1. № 3. С. 319-332), «Основания церковного суда» (1858. Ч. 2. № 7. С. 325-360), «Обозрение древних форм поместного церковного управления» (1858. Ч. 3. № 9. С. 3-41; № 10. С. 149-175; № 11. С. 259-290), «Обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании» (1859. Ч. 1. № 1. С. 3-23; № 2. С. 147-180) и мн. др. архим. Иоанна (Соколова); «Государственный характер римской государственной религии» И. С. Бердникова (1880. Ч. 2. № 6. С. 101-134; № 7. С. 264-303; № 8. С. 333-365; 1881. Ч. 1. № 1. С. 61-130); «Отношение между церковной и гражданской властью в Византийской империи: (Историко-канонический очерк)» Ф. А. Курганова (1877. Ч. 2. № 6. С. 252-276; № 7. С. 414-443; Ч. 3. № 10. С. 215-257; № 12. С. 649-726; 1879. Ч. 1. № 4. С. 363-392; Ч. 2. № 6. С. 146-191); «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского» П. А. Прокошева (1894. Ч. 1. № 3. С. 262-297; Ч. 2. № 5/6. С. 83-121; № 7. С. 175-204; № 8. С. 389-394; Ч. 3. № 9. С. 41-106; № 10. С. 177-238; № 11. С. 315-374; № 12. С. 504-532; 1895. Ч. 1. № 2. С. 196-248); «Вселенские судьи в Византии» проф. И. И. Соколова (1915. № 2. С. 278-295; № 4. С. 541-569; № 7/8. С. 366-372). Среди публикаций по общей церковной истории наиболее значительными были «Исторический очерк греко-болгарской распри» Курганова (1873. Ч. 1. № 1. С. 13-94; № 2. С. 187-260; Ч. 2. № 5. С. 3-70; № 6. С. 175-202; № 7. С. 283-335; Ч. 3. № 10. С. 101-157; № 11. С. 325-398); «Император Юлиан и его отношение к христианству» Я. И. Алфионова (1877. Ч. 1. № 2/3. С. 121-189; № 4. С. 376-430; Ч. 2. № 5. С. 64-127; № 6. С. 145-210; № 8. С. 544-605; Ч. 3. № 9. С. 3-58; № 10. С. 151-214); «Константин, епископ Болгарский, и его Учительное Евангелие» Вадковского (1882. Ч. 1. № 3. С. 199-238); «Евстафий, митрополит Солунский, писатель XII в.: (К характеристике внутренней истории Византии)» А. В. Говорова (1883. Ч. 1. № 1. С. 14-37; Ч. 2. № 5. С. 43-67; Ч. 3. № 10. С. 139-169); «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности» В. В. Плотникова (впосл. еп. Борис) (1884. Ч. 3. № 10. С. 160-191; № 11. С. 193-219; № 12. С. 273-299; 1885. Ч. 1. № 2. С. 109-162; Ч. 2. № 5. С. 3-67; № 6. С. 377-380; Ч. 3. № 9. С. 115-124; № 10. С. 196-237; № 11. С. 433-458; 1886. Ч. 1. № 1. С. 45-90; Ч. 2. № 6. С. 125-145; № 8. С. 368-396; 1887. Ч. 3. № 10. С. 168-187; № 11. С. 267-286; № 12. С. 421-452; 1888. Ч. 1. № 1. С. 89-96; № 2. С. 183-192; № 3. С. 302-327; № 4. С. 488-499; Ч. 2. № 5. С. 36-68; № 8. С. 373-395; Ч. 3. № 9. С. 21-27; 1889. Ч. 2. № 5. С. 14-35; № 7. С. 327-356; Ч. 3. № 9. С. 3-21; № 10. С. 153-166; № 12. С. 465-477; 1890. Ч. 1. № 1. С. 86-92; № 2. С. 181-185); «Византийские церковные мистики XIV в.» еп. Алексия (Дородницына) (1906. Ч. 1. № 1. С. 98-108; № 2. С. 224-250; № 3. С. 409-428; Ч. 2. № 5. С. 120-141; № 7/8. С. 456-479); серия статей А. Ф. Преображенского о патриархе К-польском сщмч. Григории V и его эпохе (1904-1906).

Необходимо также отметить следующие статьи по сравнительному богословию и истории зап. исповеданий: «Пелагианский принцип в римском католичестве» (1871. Ч. 1. № 1. С. 84-120; № 2. С. 184-237) и «Идея папской непогрешимости» (1878. Ч. 1. № 1. С. 43-91; № 2. С. 194-216) Беляева; «Чистилище у средневековых римско-католических богословов» Д. В. Гусева (1872. Ч. 2. № 6. С. 226-264); «Михаил Сервет и его время» Е. А. Будрина (1875. Ч. 3. № 10. С. 137-207; 1876. Ч. 1. № 1. С. 43-76; № 3. С. 299-352; Ч. 3. № 10/11. С. 241-276; 1877. Ч. 3. № 11. С. 452-504; № 12. С. 527-580); «Лютеранский догмат об оправдании верой: (Историко-критический очерк)» Ф. А. Стукова (1890. Ч. 1. № 3. С. 363-396; Ч. 2. № 7. С. 208-236; № 8. С. 322-337; Ч. 3. № 9. С. 57-70; № 10. С. 198-211; 1891. Ч. 2. № 5/6. С. 97-124); «Школа ричлианского богословия в лютеранстве» В. А. Керенского (1901. Ч. 1. № 5. С. 585-622; № 6. С. 744-783; Ч. 2. № 7/8. С. 180-225; № 9. С. 378-422; № 10. С. 531-576; № 11. С. 693-727; 1902. Ч. 1. № 1. С. 104-134; № 2. С. 240-303; № 3. С. 412-432; № 4. С. 593-601; № 5. С. 712-726; № 6. С. 821-841; Ч. 2. № 7/8. С. 197-248; № 9. С. 389-416; № 10. С. 525-555; № 11. С. 696-722; № 12. С. 842-875; 1903. Ч. 1. № 2. С. 282-292; № 3. С. 355-381; № 4. С. 522-534; Ч. 2. № 7/8. С. 200-242; № 9. С. 366-412; № 11. С. 629-681; № 12. С. 851-879).

Пастырскому богословию более всего уделялось внимание в период ректорства архим. Антония (Храповицкого; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), в частности в «П. с.» были опубликованы его работы: «Из чтений по пастырскому богословию» (1896. Ч. 1. № 4. С. 429-441; Ч. 2. № 5. С. 3-23), «Значение молитвы для пастыря Церкви» (1897. Ч. 1. № 5. С. 587-607).

Из трудов по литургике сохраняют научное значение «Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков» А. А. Дмитриевского (1882. Ч. 1. № 2. С. 138-196; № 3. С. 252-296; Ч. 2. № 7/8. С. 346-373; Ч. 3. № 10. С. 149-167; № 12. С. 372-394; 1883. Ч. 2. № 7/8. С. 345-374; Ч. 3. № 10. С. 198-230; № 12. С. 470-485); «О некоторых церковных службах и обрядах, ныне не употребляющихся» Красносельцева (1887. Ч. 1. № 1. С. 26-80; № 2. С. 226-234; № 4. С. 419-433; Ч. 2. № 5. С. 75-98; 1889. Ч. 1. № 1. С. 95-124; № 3. С. 370-386; Ч. 2. № 6. С. 244-263; № 7. С. 404-427; № 8. С. 568-571; Ч. 3. № 9. С. 49-97); «Сведения о храмах и богослужении Русской Церкви по сказаниям западных иностранцев XVI-XVII вв.: (Церковно-археологические очерки)» А. И. Алмазова (1887. Ч. 1. № 2. С. 190-225; № 4. С. 434-459; Ч. 2. № 6. С. 191-207; № 7. С. 253-289; № 8. С. 456-480; 1888. Ч. 2. № 6. С. 184-214; № 7. С. 293-303; № 8. С. 396-403; Ч. 3. № 9. С. 28-53); «Православные акафисты за синодальный период русского песнотворчества» проф. А. В. Попова (1902. Ч. 1. № 1. С. 33-64; № 2. С. 241-266; № 3. С. 317-337; № 4. С. 474-527; № 5. С. 611-639; № 6. С. 753-779; Ч. 2. № 7/8. С. 148-196; № 9. С. 277-324; № 10. С. 437-478; № 11. С. 585-638; № 12. С. 741-790).

Множество статей посвящено общим и частным вопросам миссионерства, в т. ч. «Христианство и христианские миссии в Персии» Красносельцева (1872. Ч. 3. № 10. С. 142-183); «Исторический очерк западных христианских миссий в Китае, с указанием на задачи, метод, средства, трудности, пределы распространения христианства в Китае и на организацию школ в особенности» иером. Алексия (Виноградова) (1886. Ч. 2. № 6. С. 146-192; № 8. С. 397-409; Ч. 3. № 9. С. 43-64; № 10. С. 189-206; № 12. С. 421-439); «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования» иером. Николая (Адоратского; впосл. епископ Оренбургский) (1887. Ч. 1. № 2. С. 252-266; № 3. С. 317-351; № 4. С. 460-507; Ч. 2. № 5. С. 99-136; № 6. С. 167-190; № 7. С. 310-340; № 8. С. 402-455; Ч. 3. № 9. С. 30-58; № 10. С. 188-213; № 3. С. 287-343); «Св. Иннокентий, архиепископ Иркутский» К. В. Харламповича (1905. Ч. 3. № 11. С. 513-530); «Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Средней Азии, Монголии и Китае» Н. Ф. Катанова (1917. № 1. С. 3-20).

После 1870 г. в «П. с.» часто помещались статьи, касающиеся ислама, что не предусматривалось первоначальной программой издания, напр. «Критический разбор мухаммеданского учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа» (1871. Ч. 2. № 7. С. 220-254) и «История происхождения и развития мухаммеданского учения о пророках» (1874. Ч. 2. № 5. С. 13-58) Н. П. Остроумова; «Верховная власть в исламе» М. А. Машанова (1878. Ч. 1. № 2. С. 217-242); «Заметка к вопросу о византийской противомусульманской литературе» Курганова (1878. Ч. 3. № 9. С. 97-121; № 10. С. 149-189); «Мухаммеданская космогония» А. И. Архангельского (1889. Ч. 1. № 3. С. 387-420; № 4. С. 486-504). Кроме того, ряд статей был посвящен буддизму, напр. «Изложение и критический разбор основных начал буддизма» В. В. Миротворцева (1873. Ч. 3. № 9. С. 34-51; № 11. С. 295-324; 1874. Ч. 1. № 3. С. 262-305; Ч. 3. № 10. С. 135-158); «Философия буддизма» иером. Гурия (Степанова; впосл. архиепископ Суздальский) (1908. Ч. 1. № 1. С. 124-134; № 3. С. 336-354; 1909. Ч. 1. № 4. С. 508-513). Переводам библейских и богослужебных текстов посвящены статьи Н. И. Ильминского «Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках» (1871. Ч. 1. № 2. С. 160-183) и «К истории инородческих переводов» (1884. Ч. 1. № 3/4. С. 330-369).

На протяжении всего времени издания в «П. с.» помещались проповеди, речи и поучения правящих и викарных архиереев Казанской епархии, ректоров и преподавателей КазДА, а также исследования по истории проповедничества, напр. «Митрополит Московский Платон Левшин как проповедник» А. А. Надеждина (1882. Ч. 1. № 4. С. 339-361; Ч. 2. № 7/8. С. 266-311; Ч. 3. № 10. С. 115-148; № 12. С. 407-434; 1883. Ч. 1. № 4. С. 372-394; Ч. 2. № 5. С. 3-42; № 6. С. 136-168), «Основной принцип церковной проповеди и... предмет и задачи церковного красноречия» Говорова (1895. Ч. 3. № 12. С. 345-388), «Св. Димитрий Ростовский как проповедник» Преображенского (1909. Ч. 2. № 12. С. 725-766).

В качестве приложений к «П. с.» выходили журналы «Известия по Казанской епархии» (1867-1890) и «Инородческое обозрение» (1912-1916), а также множество книг и брошюр, среди к-рых особое значение имеют переводы с греч. языка учительных творений и канонических текстов, в т. ч. послания сщмч. Игнатия Богоносца, «Благовестник» Феофилакта Болгарского, архиеп. Охридского, в переводе иером. Григория (Полетаева; впосл. епископ Омский и Семипалатинский) и его же толкования на Деяния и Послания апостолов (1855-1857, 1869-1881; публикация продолжалась на страницах «П. с.» до 1903), «Собеседования» свт. Григория Двоеслова (1858), Деяния Вселенских Соборов (1859, 1860, 1862-1875) и 9 Поместных Соборов (1877-1878), а также публикации по рукописям памятников рус. письменности XV-XVIII вв.: послания митр. Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова) (1855), «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого (1855-1856), сочинения прп. Максима Грека (1859-1862), Стоглав (1862), «Истины показание» прп. Зиновия Отенского (1863-1864), «Мечец духовный» Иоанникия и Софрония Лихудов (1866-1867), «Проскинитарий» Арсения (Суханова) (1870), «Азбуковники или алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки» А. П. Карпова (1877), «Обличение на Соловецкую челобитную» Ю. Г. Крижанича в переводе Ф. П. Поликарпова-Орлова (1878), «Зерцало очевидное» И. Т. Посошкова (1895-1897, 1899, 1904).

С 1870 г. в качестве приложений публиковались научные труды (в основном диссертации), среди них наиболее интересны «Учение о лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства» В. А. Снегирёва (1870-1871), «Устройство управления в церкви королевства греческого» Курганова (1871-1872), «Ересь антитринитариев III века» Д. В. Гусева (1872), «Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан» Красносельцева (1872), «История старой Казанской духовной академии 1797-1818 гг.» А. А. Благовещенского (1875-1876), «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» Знаменского (1878-1881), «История Казанской духовной семинарии» Благовещенского (1881-1883), «Секты хлыстов и скопцов» К. В. Кутепова (1882-1883), «Догматическая система св. Григория Нисского» Несмелова (1887-1888), «Объяснение книги пророка Михея» Юнгерова (1888), «Учение блаженного Августина… о человеке в его отношении к Богу» Л. И. Писарева (1894-1895).

В «П. с.» также были изданы записки «Стародубье» (1874), «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской ДА» (1877, 1879-1892, 1898) прот. Т. А. Верховского, «Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет его существования» Машанова (1893-1894), протоколы (журналы) заседаний Совета КазДА (1870-1917), отчеты о состоянии КазДА (1873-1916), отзывы о сочинениях на ученые степени, отчеты стипендиатов, «Письма Н. И. Ильминского к обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву» (1895-1898), сборники сочинений студентов КазДА (1900, 1902. Вып. 1-2), отчеты Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии (1905, 1907-1910, 1912, 1914, 1916), систематический каталог книг фундаментальной б-ки КазДА и мн. др.

С 2000 г. «П. с.» был возрожден как «альманах Казанской ДС» (в 2000-2013 вышло 24 номера), с мая 2016 г. выходит ежеквартально как журнал Татарстанской митрополии, церковно-общественное, научно-богословское издание.

Лит.: Указатель статей, помещенных в ж. «П. с.» за первые 10 лет издания его: (С 1855 по 1864 г.). Каз., 1865; Люстрицкий В. Ф. Указатель к «П. с.» за 20 лет его издания: (С 1855 по 1875 г.). Каз., 1876; Красносельцев Н. Ф. К истории «П. с.»: По поводу 30-летия журнала // ПС. 1885. № 12. С. 459-507; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1892. Вып. 2; Терновский С. А. Ист. записка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892; Указатель статей «П. с.» 1877-1891 гг. / Сост.: С. Е. Е. Каз., 1892; Указатель к «П. с.» за 1892-1909 гг. Каз., 1910; Андреев. Христ. периодика. № 532; Журавский А. В. К истории «Православного собеседника» // ПС. Каз., 2000. № 1. С. 42-68.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы православные Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Казанская Духовная Академия, высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. «Православный Собеседник», журнал, издававшийся при Казанской Духовной академии с мая 1855 по 1918 г.
См.также:
«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г.
«БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» журн., Сергиев Посад, (1892-1918 гг., возобн. в 1993 г.)
«БОЖИЯ НИВА» ж., издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой
«ВЕСТНИК ЗАПАДНОЙ РОССИИ» (до 1864 «Вестник Юго-Западной и Западной России»), ежемесячный лит. и исторический журнал
«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг.
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК» издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г.
«ВСТРЕЧА» студенческий журнал МДАиС
«ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г.